ВАКЦИНАЦИЯ ПРОТИВ РОТАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ - ВАКЦИНА РОТАТЕК

Вакцинация против ротавирусной инфекции препаратом РотаТек®.
Перед вакцинацией необходим профилактический осмотр у врача. Осмотр оплачивается отдельно.
«РотаТек» — пятивалентная живая вакцина для профилактики ротавирусной инфекции у детей. Вакцина содержит пять штаммов ротавируса, наиболее часто вызывающих гастроэнтериты у детей. «РотаТек» стимулирует выработку специфических антител к серотипам ротавируса, распространенных именно на территории России.
Ротавирусная инфекция тяжелее всего протекает у малышей в возрасте до пяти лет.
Поэтому следует обезопасить ребенка от заражения с помощью курса вакцинации.
«РотаТек» — пероральная вакцина, то есть раствор вводится ребенку через рот. Полный курс вакцинации состоит из приема трех доз, все три дозы должны быть введены ребенку в возрасте от 6 до 32 недель. При этом первая доза вводится в возрасте от 6 до 12 недель, интервал между последующими дозами составляет от 4 до 10 недель.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВАКЦИНЫ

Иммунологическая и клиническая эффективность «РотаТека» подтверждена во всем мире. После проведения полного курса вакцинации «РотаТеком» (3 дозы) более чем у 92% вакцинированных формируется активный иммунный ответ к пяти штаммам ротавируса.
Кроме снижения уровня заболеваемости среди детей, вакцинированных от ротавируса, иммунизация защищает от тяжелого течения гастроэнтерита. Согласно клиническим исследованиям, эффективность вакцины против тяжелой формы заболевания составляет 100%.

ПРОВЕДЕНИЕ ВАКЦИНАЦИИ

«Ротатек» применяется для вакцинации малышей возрастом от 6 до 32 недель.
Пероральная вакцина «Ротатек» представляет собой раствор в тубе объемом 2 мл, который вводится в рот ребенка по направлению к внутренней поверхности щеки. Введение можно производить вне зависимости от кормления.

Полный курс вакцинации включает последовательный прием трех доз препарата:
  • Первая доза вакцины должна быть введена ребенку от 6 до 12 недель жизни.
  • Вторая доза вводится через 4–10 недель после первой (в возрасте от 10 недель до 22 недель).
  • Третья вводится также через 4–10 недель после второй (в возрасте от 14 до 32 недель).
Вакцину «РотаТек» можно применять в том числе у недоношенных детей (при рождении в срок от 25 недель).
После вакцинации рекомендовано нахождение ребенка в течение 30 минут под присмотром медицинского персонала для принятия мер в случае аллергической реакции.

ПОБОЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

В редких случаях вакцина может вызывать ряд побочных реакций:
  • Повышение температуры тела;
  • Сыпь;
  • Сонливость, повышенная возбудимость, раздражительность;
  • Диспепсия, боль в верхних отделах живота;
  • Анафилактическая реакция;
  • Очень редко — инвагинация кишечника.

ОСОБЫЕ УКАЗАНИЯ

Адекватный иммунный ответ обеспечивается при полном трехкратном курсе вакцинации. Вакцина обеспечивает защиту только от ротавирусной инфекции, при гастроэнтерите другой этиологии антитела не вырабатываются.
Согласно клиническим исследованиями после первой дозы у 8,9% детей вирус присутствовал в кале в течение 7 дней. Поэтому следует соблюдать гигиену при контакте с калом ребенка.
В случае возможного контакта ребенка с людьми с иммунодефицитом, вакцина назначается с осторожностью, желательно ограничить контакты после вакцинации в течение недели.
Детям с бессимптомной ВИЧ–инфекцией не рекомендовано проведение вакцинации в связи с отсутствием данных.
Данные о безопасности применения «Ротатека» у детей с заболеваниями ЖКТ отсутствуют, поэтому вакцинация им проводится под строгим наблюдением врача.
Эффективность и безопасность вакцины не установлены при применении у детей до 6 недель жизни.

Взаимодействие с другими вакцинами
«Ротатек» можно вводить в один день с большинством вакцин, применяемых в соответствии с Национальным календарем прививок: с вакцинами против столбняка, дифтерии, краснухи, кори и паротита, вируса гепатита B, ХИБ-инфекции, пневмококковых и менингококковых инфекций.
Число побочных реакций при введении вакцин в один день не увеличивается.
Иммуногенность двух и более вакцин при введении в один день не уменьшается.
При одновременном введении «Ротатека» и одновалетной полиомиелитной вакцины (ОПВ) несколько снижается иммунный ответ вакцины «Ротатек». Поэтому не рекомендуется одновременное введение двух данных вакцин.

ПОКАЗАНИЯ К ОБСЛЕДОВАНИЮ

Активная иммунизация детей в возрасте от 6 до 32 недель с целью профилактики гастроэнтерита, вызываемого ротавирусами серотипов G1, G2, G3, G4 и серотипов G, содержащих Р1А[8] (например, G9).

ПОДГОТОВКА К ОБСЛЕДОВАНИЮ

Специальной подготовки не требуется.

Перед проведением вакцинации не рекомендуется:
  • Вводить ребенку новые продукты прикорма;
  • Совмещать вакцинацию с массажем или физиотерапевтическим лечением;
  • Резко менять климат (поездки, путешествия и т. д.).
  • Следует отложить плановую вакцинацию, если существует высокий риск заражения инфекционными заболеваниями (один из членов семьи переносит ОРВИ, в детском учреждении карантин и т. д.).

Перед вакцинацией ребенок осматривается врачом, который собирает анамнез о заболеваниях, реакциях и осложнениях на прививки, аллергических реакциях на лекарства, продукты, уточняет сроки предшествующих прививок. Перед прививкой проводят термометрию.

В ряде случаев вакцинацию «РотаТеком» необходимо отменить или отложить ее проведение:

• Повышенная чувствительность к любому компоненту вакцины «РотаТек», а также на введение вакцины в анамнезе;
  • Инвагинация кишечника в анамнезе;
  • Врожденные пороки развития желудочно–кишечного тракта, предрасполагающие к инвагинации кишечника;
  • Иммунодефицитные состояния;
  • Острые воспалительные процессы, сопровождающиеся высокой температурой (в этих случаях вакцинацию проводят после выздоровления);
  • Острая форма диареи или рвоты (в этих случаях вакцинацию проводят на стадии ремиссии);
  • Непереносимость фруктозы, нарушение всасывания глюкозо–галактозного комплекса, недостаточность ферментов сахаразы и/или изомальтазы.
Инфекционное заболевание легкой степени тяжести не должно служить причиной отказа от вакцинации.

С ОСТОРОЖНОСТЬЮ

• При активных заболеваниях ЖКТ (клинические данные отсутствуют);
  • При задержке развития (клинические данные отсутствуют);
  • При иммунодефицитных состояниях (например, в результате злокачественных новообразований или иммунодепрессивной терапии);
  • При близком контакте с лицами с иммунодефицитом;
  • При переливании крови или ее компонентов (вакцинация разрешена через 42 дня после трансфузии).