ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ПРИЧИНОЙ СХОДИТЬ С РЕБЕНКОМ К ЛОГОПЕДУ?1. Если у ребенка в самом раннем возрасте (до года) нет гуления и лепета (звуков типа «кххх», «гыгы», «агу», «агы», затем повторяющихся слогов «диди», «гиги», «бубу», «тата»).
В таком случае, уже в год стоит обратиться к логопеду и получить индивидуальные рекомендации. Обязательно необходимо проконсультироваться с неврологом, неонатологом.
2. Если у ребенка в возрасте 2-х лет слишком мало слов, еще нет фраз или ребенок совсем не говорит.
3. Если ребенок не говорит простые звуки или заменяет их другими (Например, «К» заменяет на «Т»).
4. Если ребенок до 3-х лет говорит на «своём» языке, причем много и активно, а понятных и простых слов почти нет.
5. Если ребенок все понимает, а говорить не хочет, очень упрямый.
6. Если в возрасте 3-х лет вас хоть что-то настораживает в речи вашего ребенка. Вы сравниваете с речью сверстников и слышите разницу.
Обратите внимание на то, что видимое родителям упрямство или лень могут оказаться моторными или сенсорными нарушениями. В случае их выявления необходимо начать коррекционные занятия как можно раньше, чтобы помочь ребенку заговорить или разговориться.
7. Если в возрасте 4-х и 5-ти лет речь вашего ребенка нечеткая, смазанная, он невнятно говорит, не выговаривает, на ваш взгляд, многие звуки.
8. Если Ваш ребенок после 4-5 лет многие звуки говорит мягко: «Кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька». Здесь могут быть две причины. В одном случае ребенку логопед выявит дизартрию, в другом случае, это могут быть психологические проблемы — так ребенок привлекает к себе Ваше внимание.
9. Ребенок старше 6-ти лет не произносит правильно какие-то звуки. К этому возрасту у ребенка полностью сформирована фонетическая система, поэтому проблем быть не должно.
10. Ребенок начал говорить с запинками, повторяет первые звуки, слоги, слова, заикается.
11. Ребенок старше 6 лет не может ответить на вопрос, с трудом учит стихотворения, не может запомнить и пересказать рассказ, в длинных словах переставляет или пропускает слоги.
12. Если у ребенка в школе проблемы с письмом. Чаще всего учителя это замечают во 2-3 классе. Если вы заметили раньше, срочно к логопеду! Возможно, у ребенка дисграфия или дефицит внимания, в последнем случае поможет психолог.
13. Если у ребенка даже после легкой травмы начались проблемы с письмом — срочно примите меры и обратитесь к невропатологу и логопеду. Это могут быть черепно-мозговая травма и другие сопутствующие диагнозы и симптомы.
14. Если в преддверии школы вы замечаете какие-либо трудности и не уверены, готов Ваш ребенок к школе или нет.
Ответы логопеда на часто задаваемые вопросы родителей
- С какого времени можно обратиться к логопеду?- В норме ребенок начинает говорить с 1,5 – 2 лет. Если не начал говорить в 2 года нужно ужу прийти на консультацию, чтобы выявить причины и начинать что-то предпринимать. Если же ребенок начал говорить и вас беспокоит его «каша во рту», так же можно обратиться за консультацией – чтобы предпринять меры по предотвращению неправильного звукопроизношения. Если ребенку уже 6 лет, а он до сих пор не выговаривает некоторые звуки – срочно к логопеду! Ваш ребенок уже школьник, но имеет трудности с чтением и письмом – так же необходимо обратиться к специалисту для выявления причин этого.
- До какого возраста можно звуки поставить?Самый благоприятный, так называемый сензитивный период, это с 4-5 до 6-7 лет. Некоторые полагают, что с возрастом все звуки и так появятся у ребенка. Отнюдь, лишь иногда так бывает. Сейчас возрастает количество трудных родов, почти каждая беременность протекает с осложнениями, это в свою очередь накладывает отпечаток и на речевом развитии малыша. И тут уж само точно не пройдет, необходима помощь специалиста, и даже не одного. Возможно, потребуется помощь и лечение психоневролога.
- Сколько занятий потребуется для постановки одного звука?- В среднем 10-12 занятий. В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, сложности его дефекта. После 2-3 занятий можно точнее сказать, так как уже будет видно, как речевой аппарат ребенка быстро привыкает к новым укладам. Это подобно занятиям танцам. Для того, чтобы весь танец станцевать, необходимо выучить все па, запомнить все переходы и последовательность и отработать все движения до такой степени, чтобы не задумываться что за чем идет. Так и в произношении: сначала необходимо звук поставить изолированно, затем научить речевой аппарат произносить слоги и только потом – слова, А чтобы в речи этот звук был, нужно отработать его произношение в чистоговорках и скороговорках таким образом, чтобы уже не задумываться о том, куда и как поставить язык.
- А что проверяется во время обследования?- Логопедическое обследование необходимо для выявления причин дефекта. Здесь подробно обследуется речь ребенка: не только произношение, но и умение слышать звуки ( фонематическое восприятие) в своей и в речи окружающих, объем словарного запаса, умение обобщать слова по группам, наличие аграмматизма. Так же ведется подробная беседа с мамой о том, как протекала беременность и роды, как развивался ребенок в первый год, уточняется речевое развитие малыша ( первые слоги, слова, фраза). Обобщая и анализируя полученные данные, выявляется причина нарушения развития речи и намечаются пути преодоления дефекта. Может потребоваться дополнительные исследования психоневролога, нейропсихолога и невропатолога для неврологического диагноза. Иногда достаточно бывает только занятий логопеда. А в других случаях, когда присутствует поражение нервной системы, без исследований и дополнительного медикаментозного лечения просто не обойтись. И чем раньше родители обратятся, тем больше будет времени для коррекции.