ОБЛЫСЕНИЕ (АЛОПЕЦИЯ)- ПРИЧИНЫ, ВИДЫ, ПОДХОДЫ К ЛЕЧЕНИЮ

Алопеция – это выпадение волос, которое выходит за рамки физиологической нормы, т.е. под алопецией подразумевают усиленное (не связанное непосредственно с повреждением волосяного фолликула), либо патологическое (связанное с повреждением волосяного фолликула) выпадение волос.
Как известно, в жизненном цикле отдельного волоса выделяют несколько стадий: рост, переходная фаза и выпадение. Под воздействием различных факторов продолжительность этих фаз может изменяться, что приводит к выраженному выпадению волос и облысению. Данная проблема встречается и у мужчин, и у женщин, а успех лечения во многом зависит от своевременности обращения за квалифицированной грамотной помощью.

ПРИЧИНЫ ВЫПАДЕНИЯ ВОЛОС НА ГОЛОВЕ
Известно, что склонность к потере волос может быть генетически детерминирована (запрограммирована), однако существует и ряд других причин, которые могут способствовать развитию алопеции. Среди них отмечаются:
  • Регулярные стрессы;
  • Дисбаланс гормонов;
  • Роды и послеродовый период;
  • Несбалансированное питание и бесконтрольные диеты;
  • Неблагополучная экологическая обстановка;
  • Механические или химические повреждения волосистой части голов;
  • Инфекционные процессы.
Кроме того, выпадение волос может развиваться при прохождении специфического лечения. Алопеция часто отмечается у пациентов, прошедших курс химиотерапии, а также после длительного применения некоторых групп антибиотиков, антидепрессантов, системных ретиноидов или других препаратов.

Установление причины выпадения волос является одной из важнейших задач для врача-трихолога, так как от этого будет зависеть дальнейшее лечение и его эффективность.

ВИДЫ И ТИПЫ АЛОПЕЦИИ
В зависимости от механизма нарушения роста волос, выделяют два основных вида алопеции: нерубцовую и рубцовую. При этом первый вид может трансформироваться во второй, при отсутствии должного и вовремя начатого лечения.
  • Нерубцовая алопеция является наиболее распространенной, и может быть как диффузной, так и очаговой. Развивается такое выпадение волос по причинам, которые не связаны с рубцовым повреждением волосяного фолликула.
  • Рубцовая алопеция характеризуется рубцовой деформацией и разрушением волосяных фолликулов под действием воспалительного процесса, травм или других причин. Это самый неблагоприятный в прогностическом плане вид выпадения волос.

Причиной рубцовой алопеции могут быть инфекции (вирусные, бактериальные, грибковые), физические травмы, тепловые или химические ожоги, вызывающие выраженные воспалительные реакции, на месте которых и формируется соединительная ткань, а также при некоторых видах кожных заболеваний (при дискоидной красной волчанке, псевдопелладе Брока).

ТИПЫ (ФОРМЫ) ВЫПАДЕНИЯ ВОЛОС
Как рубцовый, так и нерубцовый вид алопеции разделяются на типы (или формы).
Наиболее распространенными формами выпадения волос, которые встречаются как у мужчин, так и у женщин являются:
  • Андрогенетическая алопеция;
  • Диффузная (телогеновая) алопеция;
  • Гнездная или очаговая алопеция.

ЧТО ТАКОЕ АНДРОГЕНЕТИЧЕСКАЯ АЛОПЕЦИЯ
Андрогенетическая алопеция - это наиболее распространенная форма выпадения волос у лиц обоего пола.
  • У мужчин процесс облысения чаще всего начинается с подросткового периода и проходит через несколько стадий: сначала это двухсторонние залысины надо лбом, затем появляется лысина, которая постепенно расширяется от лба к темени и в итоге остается лишь узкая полоса волос на висках и затылке.
  • У женщин этот тип облысения прогрессирует медленнее и обычно сводится к диффузному поредению волос, более выраженному также в лобно-теменной области.

ПРИЧИНЫ АНДРОГЕНЕТИЧЕСКОЙ АЛОПЕЦИИ
Развитие андрогенетической алопеции на современном этапе связывают:
  • Во-первых, с повышением активности фермента 5-альфа редуктазы в тканях волосяного фолликула, которая переводит неактивную форму мужского гормона тестостерона в его более агрессивную форму-дигидротестостерон (ДГТ). В результате такой активности фермента 5-альфа редуктазы вокруг клеток волосяного фолликула возрастает концентрация ДГТ, что и обуславливает повреждающее действие, вызывая атрофию волосяных фолликулов в андрогензависимых зонах (чаще лобно-теменная зона).
  • Во-вторых, повышенной чувствительностью самих рецепторов клеток волосяных фолликулов к нормальному уровню ДГТ в андрогензависимых зонах волосистой части головы
  • В-третьих, андрогенетическая алопеция возникает у людей с наследственной предрасположенностью, с этой целью проводится генетическое тестирование для определения факторов риска облысения.

Андрогенетическая алопеция развивается стадийно и оценивается по шкале Норвуда (для мужчин) и шкале Людвига (для женщин).
ШКАЛА НОРВУДА:
ШКАЛА ЛЮДВИГА:
ДИАГНОСТИКА АНДРОГЕНЕТИЧЕСКОЙ АЛОПЕЦИИ

Диагноз андрогенетической алопеции устанавливается на основании: жалоб пациента, локального осмотра, оценки данных полученных при проведении трихоскопии, результатов анализа крови, полученных при исследовании гормонального статуса, а также дополнительных методов исследования при выявлении гормональных нарушений.

ЛЕЧЕНИЕ АНДРОГЕНЕТИЧЕСКОЙ АЛОПЕЦИИ
Основными принципами лечения анрогенетической алопеции являются применение антиандрогенных препаратов наружно и внутрь, и симптоматическое лечение повреждений волосяного фолликула, которые были установлены при проведении трихоскопии (физиотерапия, мезотерапия для волос, плазмотерапия и др.)

ЧТО ТАКОЕ ДИФФУЗНАЯ АЛОПЕЦИЯ
Диффузная (телогеновая) алопеция — проявляется равномерным активным выпадением волос по всей поверхности головы у лиц обоего пола и развивается при воздействии стрессового фактора и при неправильном несбалансированном питании. В таких случаях нарушаются обменные процессы в клетках волосяного фолликула, что приводит к укорочению фазы роста и повреждению стержня волоса. Диффузная алопеция никогда не завершается развитием фиброза и лучше всех поддается лечению.

ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ ДИФФУЗНОЙ АЛОПЕЦИИ
Диагностика диффузной формы алопеции основывается на проведении трихоскопии. При правильной постановке диагноза, устранении факторов, приводящих к развитию алопеции и при грамотно подобранном лечении можно добиться полного восстановления роста волос.
При патогенетическом лечении диффузной алопеции применяются препараты и методы улучшающие метаболические процессы в волосяном фолликуле.

ЧТО ТАКОЕ ГНЕЗДНАЯ АЛОПЕЦИЯ
Гнездная (очаговая) алопеция — является следствием аутоиммунных процессов, при которых избирательно поражаются волосяные фолликулы. При данной форме алопеции отмечается образование очагов, в которых не растут волосы. Эти очаги могут иметь различную форму и размер, могут сливаться между собой, располагаться в различных участках головы и туловища. Точные причины и механизмы развития данной формы выпадения волос окончательно не установлены. Из-за аутоимунного повреждения фолликулов волосы быстро переходят из фазы роста в переходную фазу и фазу выпадения.

ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ ГНЕЗДНОЙ АЛОПЕЦИИ
Диагноз устанавливается на основании выявления типичных очагов облысения, локального и общего осмотра, данных полученных при трихоскопии. Иногда бывает, что нелеченная очаговая алопеция переходит в универсальную форму (потеря волос на всем кожном покрове), которая хуже поддается лечению. Основным патогенетическим методом лечения является устранение воспаления в очаге поражения, применение препаратов, снижающие активность аутоиммунной агрессии, с последующим стимулирующим лечением.

В нашей клинике для того, чтобы установить вид и тип алопеции, врач - трихолог назначает комплексное обследование, в которое входит сбор анамнеза, общий осмотр пациента, клинико- инструментальное исследование, обязательно трихоскопия и другие виды диагностики.

КАК ЛЕЧИТЬ ВЫПАДЕНИЕ ВОЛОС НА ГОЛОВЕ

Современные методы лечения алопеции являются эффективными, но не всегда позволяют добиться полного восстановления волосяного покрова. Однако практически в каждом случае можно добиться определенного улучшения и максимально замедлить процесс выпадения волос.

Для этого могут применяться следующие виды терапии:

• Гормональное лечение;
  • Препараты, которые улучшают питание волосяного фолликула;
  • Противовоспалительная терапия;
  • Физиотерапия;
  • Симптоматическое лечение.

Эффективное лечение любого типа выпадения волос невозможно без устранения причины болезни, если такая возможность имеется. Например, устранить генетические факторы не получится, но каждый человек способен изменить свое питание и образ жизни, научиться контролировать стресс и т.д.

На протяжении курса лечения пациента обязательно наблюдает врач-трихолог, который отслеживает динамику изменений и при необходимости корректирует схему. Следует понимать, что терапия любой формы алопеции требует длительного времени, поэтому стоит запастись терпением и строго следовать всем рекомендациям специалиста.